Талант — дело наживное

25 января 2016

Возможно, то что я сейчас напишу, кому-то покажется крамольным. И это не  мудрено, потому как общепринятая точка зрения, сегодня нам диктует  абсолютно противоположные истины.
Но я попытаюсь обосновать свою точку зрения, в форме ненаучного очерка, опираясь на строгие научные определения.

Итак, все мы знаем, что «талант», или повышенные способности к чему либо, (а в нашем случае к хоккею) — умение в экстремальных условиях действовать наиболее эффективно.
(Достаточно ёмкое определение, к которому вряд ли можно добавить ещё что-то более-менее существенное.)

Академик Б.Н. Теплов писал —
1. Способности (талант) — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способности — не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь  такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо  деятельности или многих деятельностей.
3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже  выработаны у данного человека. Не являясь наличными знаниями, навыками  или умениями, способности в то же время могут объяснять легкость и  быстроту приобретения этих навыков.

Таким образом, суммируя  определения данные способностям (таланту) основателем школы  дифференциальной психологии, применительно к хоккею мы можем полагать,  что если особенностью приобретения должных навыков и умений, ребёнком,  являются лёгкость и быстрота их приобретения, то это отличие от основной  массы детей и является определением таланта ребёнка к хоккею.

Легко  предположить, что только хоккей, как род деятельности может  поспособствовать возникновению (пробуждению) способностей и  охарактеризовать их наличие, поскольку  вне деятельности (хоккея), у  ребёнка не будет предпосылок к их возникновению (пробуждению).

Так из чего возникает талант, и в чём его отличие от заурядности?

Академик  Б.Н. Теплов характеризует два основных качества. Первое —  анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в  основе развития способностей. И второе — результат развития в процессе  той или иной деятельности, (игровом и тренировочном процессе.)

Первое  без второго, как мы выяснили, не может существовать. То есть,  особенности конечно могут присутствовать, но без развития (в игровом и  тренировочном процессе), грош им цена. А второе без первого? Ну вот нет у  ребёнка анатомо-физиологических особенностей… Буре или Гретцки и что?  Ведь определение, данное наукой  способностям (таланту) гласит — умение в экстремальных условиях действовать наиболее эффективно. Возможно  ли это умение, без анатомо-физиологических особенностей, но при наличии  должного результата развития в процессе той или иной деятельности,  (игровом и тренировочном процессе.) На мой взгляд ответ очевиден — да,  возможно.

Академик С. Л. Рубинштейн писал:
«…специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным  областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей  проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими  условиями ведущих форм человеческой деятельности.»

Тем самым,  можно полагать, что специальные особенности (мастерство) могут иметь  одинаково эффективное проявление как в исполнении одарённого спортсмена,  так и заурядного, но имеющего должный результат развития  исполнительского мастерства.

Другое научное определение гласит:
«Способный спортсмен отличается (от заурядного) комплексом физических и психических  качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной  деятельности.»  
Однако мы выяснили, что способность (талант) не  возможен к проявлению без результата развития в игровом и тренировочном  процессе. Следовательно можно предположить, что результат развития  (квалификация), сможет привести к эффективной деятельности и без наличия  этих качеств?

Что для этого нужно? Обратимся к науке…
«Комплекс физических и психических качеств спортсмена не статичен: внутри  него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в  различных качественных и количественных соотношениях.»
На мой взгляд,  ключевое слово здесь — компенсация. Пусть заурядный спортсмен не столь  быстр, как одарённый, но за счёт грамотного выбора позиции и чёткого  выполнения тренерской установки, он может быть не менее эффективным, чем  самый скоростной игрок. Манёвренность и техника компенсируются силой,  игровые качества — схематичностью, и так далее.

Таким образом, сам собой напрашивается следующий вывод:

Отсутствие природных способностей, не есть приговор. Талант — дело наживное…

Рубрика: Статьи