СМОТРЕТЬ, НЕ ОЗНАЧАЕТ ВИДЕТЬ

16 мая 2017

СМОТРЕТЬ, НЕ ОЗНАЧАЕТ ВИДЕТЬ

Хотелось бы немного поговорить о ситуации, которая часто обсуждается как тренерами команд, так и родителями игроков. Всю ситуацию, можно охарактеризовать одной фразой — «ну что ты за игрок такой, не принять, ни отдать».
Почему в одной команде, при одинаковых количествах часов тренировочной практики, возникает ситуация, когда один ребёнок способен сильно и точно вложить шайбу в крюк партнёра, а второй, раз за разом пасует то в недодачу, то в ноги, а то и вовсе на клюшку соперника?

Ответ лежит в области визуальных навыков. Аппарат зрения человека — сложнейшая «штуковина». Настоящий живой компьютер, который как и его «железный» коллега, способен на всевозможные «чудеса».

Для успешного освоения навыков хоккея, мы выделим несколько важнейших свойств зрения, без развития которых, игрок и удостаивается столь нелестной характеристики. К этим свойствам мы отнесём остроту зрения, глубинное восприятие (пространственное зрение), контрастную чувствительность и завязанную на них скорость реакции.

Есть множество видов спорта, в которых данные качества, по крайней мере некоторые из них, играют в успехе спортсмена едва заметную роль. Например пространственное зрение, крайне необходимое в хоккее, не играет сколь либо важной роли в стрельбе из лука. Плоскость мишени не имеет рельефной нагрузки и спортсмену не приходится прикладывать усилий формируя глубинное восприятие объекта и он довольствуется остротой своего зрения.

Однако всё, что связано с реакцией на движущийся объект, задействует и остроту зрения, и его глубинное восприятие и контрастную чувствительность.

Университет Эмори, на протяжении нескольких десятков лет вёл исследования влияния свойств зрения в спорте и пришёл к ряду интересных выводов. Приведу на мой взгляд самые любопытные. Контрастная чувствительность, это врождённая особенность, но она, тем не менее, поддаётся корректировке, лучшим способом которой являются, внимание… видеоигры в стиле «экшн». Пространственное зрение, при его нормальной остроте , не играет особой роли при низкой скорости движения объекта, но стоит объекту набрать скорость, как глубинное восприятие, становится важнейшим фактором реакции на него. Учёные установили, что дети с неразвитым глубинным восприятием к десяти годам теряют всякий интерес к таким играм как хоккей, по причине того, что исчезает точность в их действиях при приёме-передачи шайбы, бросках по воротам сходу или с лёта. Любой перехват летящего или скользящего объекта становится для них проблемой.

Мы уже сравнили визуальные навыки спортсмена с компьютером, но более правильным было бы сравнить их с его операционной системой, в которую ещё не загружены «спортивные программы» — развитие данных природой навыков и их адаптация к игре. В процессе загрузки таких «программ», тренер оценивает, чей «компьютер» будет работать без «глюков», а чей попросту «не будет тянуть игру».

К слову, учёные из университета Гейдельберга, в 1978 году отобрали группу перспективных ребят-теннисистов в возрасте от 8 до 12 лет. Все они прошли тестирование под руководством профессора Шнайдера, который выделил 106 человек, 98 из которых стали профессиональными игроками, регулярно попадая в «топ-100 лучших игроков мира», а некоторые из них не раз «заглядывали» и в заветную «топ-десятку»

Профессор Шнайдер вывел и ещё одну истину. Каким бы качеством не обладали визуальные навыки спортсмена, техническое оснащение, в виде «навыков игры», — то самое «программное обеспечение», без которого ваши физические возможности — лишь «операционная система». Поэтому взаимосвязь природных качеств, их развитие и улучшение за счёт усиления атлетических возможностей и технической оснащённости спортсмена — та самая интеграция, способная привести к желаемому результату.

Рубрика: Статьи