РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. СКОТТ ТОППЕР – «В ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ ПРИШЛО ПОКОЛЕНИЕ ОПУТАННОЕ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ»

16 мая 2018

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. СКОТТ ТОППЕР – «В ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ ПРИШЛО ПОКОЛЕНИЕ ОПУТАННОЕ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ»
За последние несколько лет я посетил как минимум пять тренерских семинаров, на которых подтверждал свой профессиональный сертификат, и скажу честно, я совсем не в восторге от этого процесса. Семинары были длительными и скучными, докладчики монотонно-говорливыми, а информация, которую они несли, оторвана от действительности, по причине отсутствия у докладчиков практического опыта работы с детьми 21 века. Но, как говорится, нет худа без добра, и в кулуарах, во время кофе-брейков, я познакомился с огромным количеством современных практиков детско-юношеского хоккея, которых, как и меня заботили совсем иные проблемы, чем те, о которых нам вещали с трибуны. Именно наши прения в кулуарах и стали теми «горячими пирожками к завтраку», за которыми каждое утро не лень идти к булочнику.

«СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ» — этот вопрос стал самой острой темой наших рассуждений. Десятки тренеров – десятки мнений. Тезисы самые разные…. «Они сами по себе»… «Они слишком рассудительны»… «Они слишком индивидуальны»… «Они изнежены»… «Они слишком много говорят о своих правах»… «Им не хватает мотивации»… — сколько человек — столько и мнений, но все сходятся в одном – «мы просто не можем тренировать их так, как раньше тренировали нас».

Вот ей богу… кажется, что ещё только вчера мой тренер подходил ко мне и говорил, — «Скотти, поработай над броском», и я твёрдо знал, что это не мимолётное замечание, это приказ, невыполнение которого будет стоить мне места в составе, и мне не требовалась никакая дополнительная мотивация. Ни от кого, тем более от моего наставника.

Сегодня тренер обязан быть не только тренером, учителем и наставником. Он стал психологом, мотиватором, создателем ролевых моделей, и даже в какой-то мере родителем, для детей из неполных семей. Это очень нелегко и конечно-же требует огромного количества усилий. Но не только эти проблемы составляют тяжкую ношу детского тренера. Есть особая каста родителей, которая отталкивает от профессии примерно половину молодых людей решивших попробовать себя на этой стезе после завершения карьеры. За глаза мы их называем «яжемать», но именно «яжематери» на сегодняшний день являются главной преградой между ребёнком и хоккеем. Почему? Потому, что по их глубокому убеждению, только они и никто кроме них не знает, как надо тренировать их чадо, где, с кем и сколько он должен играть.

«КРЕДИТ ДОВЕРИЯ» — это не просто слова. Сегодняшние дети попадают к нам в руки, опутанные огромным количеством информации которую несут социальные сети, и это очень тревожный пейзаж. Сети формируют мировоззрение. И если ребёнок не выбрал своим сетевым пристрастием мир профессионального спорта, он зачастую не готов к тем требованиям и нагрузкам, которые он к нему предъявляет, и волей-неволей ребёнку приходится мириться с ворчливыми тренерами, убеждёнными что к нему в руки попало потерянное поколение.

К счастью, большинство ребят приходит в хоккей сознательно. Они смотрят матчи профессиональных и студенческих лиг, и отлично представляют себе все требования, которые предъявит к ним игра. Они способны, если и не контролировать все препятствия вставшие перед ними, но, совершенно точно, преодолевать их, пытаясь по мере своих возможностей управлять ситуацией. Это и создаёт им тот кредит доверия, на который опираются их наставники.

«УВАЖЕНИЕ» — на нём основан отбор ребят в команду. Как тренер я уважаю характер, трудолюбие, ответственность и целеустремлённость тех ребят кого я отобрал для будущей многолетней работы. Я уважаю их и доверяю им. На мне лежит большая ответственность, но я твёрдо знаю, что в моём коллективе только те игроки, которым не нужно указывать пальцем, в каком направлении им следует двигаться. Я твёрдо убеждён, что в моей команде только те, про кого я уверенно скажу «МЫ», и «МЫ» — это те, кто обязательно станут лучшими.

«УБЕЖДЕНИЕ» — главная способность, которая будет вами постоянно востребована при формировании команды. Тренер не имеет права быть камнем на душе у ребёнка. Он не должен вызывать у него негативных чувств, тем более страха. Тренер обязан быть «уважаемым», иначе все его усилия обречены на провал.

Как часто нам приходится слышать от коллег фразу: — «Бог мой! Что за команда, ни одного игровика!» Вот честно… У меня даже в голове не укладывается, что такое может сказать наставник. Позволь, — хочется сказать ему в ответ, — а не ты ли сам формировал эту команду? Не ты ли отбирал этих детей из десятков претендентов на место в составе? К кому сегодня ты предъявляешь претензии?

Дети с полным пониманием и даже с большой долей ожидания относятся к требованиям дисциплины, ответственности и формированию командного духа, который вы прививаете им в своём коллективе. Кому-то этого не хватает дома, кто-то по наитию понимает, что данные качества ведут к большому мастерству, а кто-то наоборот, не представляет себе существования вне системных требований. Но предъявляя требования, не забывайте, что в первую очередь вы должны заботиться об их развитии. Дисциплина, это не кандалы и не шоры, она не должна стать ограничением творчества и исключать право на ошибку. И предъявляя требования при закладывании основ, будьте снисходительны и терпимы к полёту их фантазии, поощряйте энтузиазм если он приложен в правильном направлении, будь то тренировочный процесс или становление командного духа.

«СОБЛАЗН» — это ваше испытание. Если ваш подопечный постоянно переигрывает смены, или не возвращается из атаки в оборону, прокатывается, избегая единоборств – ваш порыв резко высказать ему свои претензии, вполне понятен. Но вспомните, чем стал известен John Wooden. Имея претензии к игроку, он спокойно подходил к нему на скамейке запасных и объяснял их суть. Если игрок не смог в режиме он-лайн воспринять разъяснение, Wooden без всякого крика и эмоций объявлял ему, что дальнейший разбор его игры будет осуществлён после матча, а пока ты просто зритель. И это было применимо к любому игроку его команды, не взирая на лица. Каждый ребёнок его команды понимал, что нарушение установленных тренером стандартов имеет чёткие последствия, и они, эти последствия бьют по самому «больному» месту. По желанию играть и быть полезным своей команде. Такой подход, на мой взгляд, гораздо сильнее, чем попытка криком уязвить самолюбие ребёнка.

«НЕУДАЧИ ДАРЯТ НАМ ВОЗМОЖНОСТИ» — эта тема для большого и очень обстоятельного разговора с детьми. Несколько лет назад, мы с Крисом Майоттом, моим хорошим другом – ассистентом главного тренера Провиденса и одним из лучших рекрутёров Лиги, размышляли о том, как научить наших детей противостоять «потерям», которые неизбежно случатся в их жизни. Как научиться правильно переживать неудачи и воспринимать конструктивную критику.

Поражения и неудачи так же неизбежны, как и достижения. Это относится как к хоккею, так и к жизни в целом, поэтому перед нами стоял только один вопрос, «как», и не стоял вопрос «зачем».

В игре никто не застрахован от того, что тренер в любой момент может оставить тебя на скамейке запасных, и даже вообще не включить в состав на игру, а в повседневной жизни ты можешь получить неудовлетворительную оценку на экзамене, или не поступить в желаемый колледж. В конце концов, почти каждый из твоих пацанов пройдёт через безответную любовь и проблему серьёзных отношений. Любая из этих потерь, почти что обязательно скажется на игре неподготовленного к неудаче спортсмена, и более того, может ввести в глубокое депрессивное состояние, при котором люди совершают огромное количество ошибок.

Задача наставника подготовить спортсмена к неминуемым моментам потерь, и сделать так, чтобы  молодые люди поняли, что их реакция на неудачу, гораздо более важна для их личностного развития, чем сама неудача.

Как правило, в жизни каждого подростка, наступает период юношеского максимализма. Это период накала всех его чувств, отсутствие компромиссов и завышенность в требованиях. Но даже в этот период, подросток редко выходит за пределы отношений и поступков, которые он способен контролировать. Это так называемая «зона его комфорта». Наша задача пытаться постоянно «выталкивать» их из этой зоны. Создавать такие условия, при которых для возврата в данную зону им придётся перманентно прилагать значительные усилия. Это не легко, но это поможет создать жизненно важный атрибут профессионального спортсмена – «ресайленс» (устойчивость к деформации, некую «ударную вязкость»)

Создавая своим воспитанникам искусственные трудности, мы научим их противостоять  настоящим «потерям». Выводя своих подопечных из «зоны комфорта», хороший наставник укажет путь и даст возможность для «ресайленса», научит «отказоустойчивости». Так, создав конкуренцию для игрока за место в составе, тренер стимулирует у него возможность подтянуть утерянные кондиции. Сняв с игры за опоздание – создаст возможность улучшить самодисциплину, а определив в одно звено конфликтующих друг с другом игроков – стимулирует возможность пересмотреть взаимоотношения ради достижения командных целей. И так далее.

Любая неудача подопечного оставляет тренеру два выбора – порицание и воспитание. В случае первого выбора, ребёнок скорее всего будет себя жалеть и сетовать на то, что «весь мир против него», впрочем, вероятно, такие найдутся и в случае выбора вами второго варианта. Но если вы выбрали для себя второй вариант, вы выбрали возможность для роста у ваших ребят устойчивой психологии победителя и способность к преодолению любых трудностей.

В спорте не счесть примеров того, как неудачи дарят нам возможности. Сидни Кросби вернулся на площадку после тяжелейшего сотрясения мозга,  Саку Койву победил рак и вывел свой Монреаль в плей-офф Кубка Стэнли. Стефан Карри – двукратный Чемпион Мира по баскетболу, четыре года не сдаваясь играл в низших Лигах в ожидании драфта НБА, а Том Брэди выбранный лишь в шестом раунде драфта НФЛ стал одним из самых титулованных игроков Американского Футбола.

Научив ребёнка преодолевать выпавшие на его долю трудности, дав ему возможность справляться с неудачами, вы раскроете в нём способность верить и понимать те ценности, которые впоследствии станут для него стандартами, позволяющими стать настоящим профессионалом в спорте и отличным человеком в жизни.

«ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ» — пожалуй, это самая сложная часть коучинга. Дети всегда будут проверять вас на «прочность», и если вы дадите им «палец», они постараются «откусить руку по локоть», поэтому императивность – это единственно верный стиль управления детско-юношеской командой.

Для прочного установления обратной связи в отношениях наставник – ученик, наиболее важна последовательность в ваших действиях. Последовательность формирует привычку, а привычки  определяют характер, формируют определённые индивидуальные черты. Дети, в особенности из малодетных семей, как правило, очень ревнивы, поэтому они ценят открытость. Они ироничны, но имеют обострённое чувство справедливости. Поэтому все существующие проблемы должны быть в обязательном порядке вами озвучены, а их решение следует проводить исключительно в позитивном ключе.

Теперь о главном…

Каждый ребёнок осваивает тот или иной навык сугубо индивидуально. Кому-то на это требуется одно занятие, кому-то пять, а кому-то десять. В таком же ключе проходит и закрепление освоенного, доведение до устойчивого автоматизма. Ваша обязанность на тренировке, уделить всем детям одинаковое внимание. Ни одна из категорий детей не должна завладеть приоритетом вашего внимания. Ведь сделав упор на обучении отстающих, вы поступите несправедливо к лидерам, а сосредоточившись на подготовке лидеров, поспособствуете разрастанию пропасти между ними, и теми, кому на обучение требуется больше времени и прилагаемых усилий. В дальнейшем, процедура отбора игроков позволит вам существенно сгладить разницу в степени подготовленности команды, но, тем не менее, коллективы способные похвастаться четырьмя равными линиями настолько редки, что данная проблема может преследовать вас всю вашу тренерскую карьеру.

Последовательность в действиях предполагает наличие чёткого плана учебного процесса. Этот план не должен являться секретом от ваших игроков, поэтому, когда мы говорим об открытости, мы подразумеваем и тот факт, что дети знают о том, какая работа им предстоит сегодня, и заранее готовятся к ней. Я обратил внимание, что во многих детско-юношеских командах разработан даже язык жестов, который применим как на тренировках так и в играх. Такая практика кажется очень полезной, поскольку способна усиливать внимание и формировать должное отношение к работе. Но данный факт характерен для коллективов с высокоразвитой обратной связью. Начинать же её формирование нужно со сканирования действий ваших подопечных и опроса по результатам этого сканирования. Например, если вы поставили перед игроком  задачу двадцать раз перепрыгнуть через барьер, вы украдкой считаете выполненные им прыжки, после чего осведомляетесь у него, выполнил ли он ваши требования. И если увиденное вами имеет разночтение с продекларированным им, есть предпосылка для дополнительного педагогического воздействия.

В конечном счёте, наличие «обратной связи» с командой, даст вам особый род уверенности – уверенность в том, что все ваши требования всегда будут выполнены и игроки никогда не сделают того, что идёт с ними в разрез. А это высшая степень коучинга.

«ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» — ещё одна составляющая поддержания высоких стандартов установленных вами в отношении своей команды. И первый, кто должен поддерживать и соблюдать её меру – тренер. Вы первый должны соблюдать все требования, которые предъявляете к своим игрокам, и брать на себя ответственность за все трудности которые будут стоять на вашем пути. Детские шалости и проступки неизбежны, но если ребёнок будет видеть, что вы в полной мере несёте ответственность за них, наряду с ним, он будет понимать как минимум две вещи. От его проступков сможет пострадать не только он сам, и то, что он не сам по себе, и отвечает не только за себя самого, он часть коллектива, и несёт ответственность не только за свои поступки, но и за поступки других его членов.

Планы, построенные вами, могут давать сбои, могут не начать работать «с листа». Очень часто в таких ситуациях тренер ищет «виноватых» в том, что так происходит. Выделяет игроков, которые, как ему кажется, не стремятся к их воплощению, начинает относиться к ним «прохладно», а порой даже предвзято. Но заслуживает ли этого ребёнок? Прежде чем делать выводы, вы должны скрупулёзно проанализировать ситуацию, и убедиться том, что вы не просто «указали пальцем» на предмет своего плана, но и довели до сознания детей степень необходимости его воплощения, и механизмы оного. Только после этого, можно сделать выводы о наличии и отсутствии той обратной связи, которая необходима для реализации задуманного.

Каждый из нас наверняка сталкивался с ситуацией, когда на тренировке у игроков никак не получается тот или иной эпизод работы, или не срабатывает та или иная связка. И нередко мы можем наблюдать картину, как тренер закатив глаза, воздевает руки к небу в немом крике — «доколе», начиная, после сего театрализованного представления, отчитывать своих подопечных не стесняясь в выражениях. Вместо этого, гораздо более действенным было бы встать напротив зеркала, и задать себе вопрос – «почему»? Почему так происходит? Ведь если вы считаете, что в вашей команде отлажена обратная связь, и ребята, при этом, совершают ошибки, значит это ваши ошибки. Поэтому остановите взмывающие вверх руки и вырывающийся из горла крик и профессионально займитесь решением проблемы.

«СИЛА САМОБЫТНОСТИ» — вот, что позволяет к характеристике тренера поставить эпитет «хороший». Одна из самых больших ошибок начинающих наставников, начать копировать чужой опыт. Мой первый тренер был «горлопаном», и я, когда пришла моя пора выйти на лёд в качестве тренера, слихвой перенял его манеры. Мне казалась данная метода действенной потому, что я на собственном опыте мог убедиться, что мой тренер при её помощи сумел «вытащить» из меня всё лучшее, что я мог показать в качестве игрока.

Но в моей практике данный метод не сработал. Он не сработал потому, что – «я орущий», это вовсе не я. Это совсем другой, чуждый мне персонаж. Но я «играл роль» потому, что тогда мне казалось, что этот метод обязательно будет иметь положительное воздействие.

В конце – концов, я сел и спокойно проанализировал свои сильные стороны. В первую очередь это была неуёмная энергия, и я решил, что именно её я в первую очередь передам своим детям. Я любил и умел разговаривать с детьми, поэтому приступил к неформальному общению с ними, в которых быстро выяснил, что «играя роль» я не выглядел убедительно, и я понял, насколько я был не прав. Я заглянул в себя словно в «зеркало» и открыл в себе настоящие возможности. Мы с ребятами много общались, и это общение постепенно вытекло далеко за рамки хоккея. Мне было очень интересно развитие их характеров, и то, как они меняются под моим педагогическим воздействием.

Я отдал своей команде все свои лучшие качества, и получил взамен от ребят всё лучшее, что было у них. Мы стали словно единым организмом, поэтому было неудивительно, что когда кто-либо из них вынужден был переехать на постоянное место жительства в другой город, поток слёз при расставании было просто не остановить.

Привнося все свои лучшие качества в команду, тренер всегда вправе рассчитывать, что ребята ответят ему тем же. Вы сами того не осознавая сделаете друг друга намного сильнее, многограннее и целостнее. Вы сможете заставить поверить их в вас и в себя, и то же самое произойдёт с вами.

Я сегодня работаю с поколением «опутанным социальными сетями», но я счастлив, потому, что знаю их истинную цену, и она, поверьте, очень высока. Поэтому когда я слышу, как старожилы тренерского цеха сетуют на то, что «мол вот в наше время…», я говорю своим ребятам – «пацаны, «коуч Билл» не верит в нас. Выйдите и покажите, на что мы способны!» Осечек не было ни разу…

 

Рубрика: Статьи