РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. ПОЗНАНИЕ СРАВНЕНИЕМ…

14 октября 2017

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. ПОЗНАНИЕ СРАВНЕНИЕМ…

Это великая удача, что сегодня ещё здравствуют, и активно передают свой опыт, специалисты, которые ставили на коньки ребят, рождения, семидесятых годов прошлого века. Удача в том плане, что опыт их бесценен, как жизненный, так и профессиональный, и с высоты своей компетенции, охватывающей воспитание несколько поколений игроков они способны сделать весьма интересные и крайне полезные выводы.

Задачей тренера, во все времена, была необходимость раскрыть потенциал каждого игрока. Раскрыть его способности и увеличить производительность его возможностей. Но заданные условия, в далёкие семидесятые и сегодня, разнятся настолько, что, по сути, иногда являются взаимоисключающими.

В чём же принципиальное различие детей середины — конца прошлого века и века нынешнего, послушаем мнение тех, кто прожил жизнь на тренерском «мостике».

— Сегодняшний детский хоккей, прерогатива определённого уровня достатка. И этот уровень даёт детям ощущение своей исключительности. Финансовая состоятельность родителей – предпосылка к повышенному вниманию, уделяемому ребёнку. Ребёнок уверен, что имеет право на лучшее, верит в свою исключительность, не стремится к решению проблем. Его «хотение», достаётся ему «малой кровью», он не готов к лишениям. В прошлом веке, дети небыли окружены сверхзаботой, родители зачастую не имели возможности к исполнению детских желаний, и хоккей в жизни ребёнка, зачастую был не «благодаря», а «вопреки».

— Сегодня мы слишком буквально понимаем поговорку о том, что учиться лучше на чужих ошибках. Дети настолько опекаемы родителями, что потенциала преодоления негативного опыта у них попросту нет, поскольку они полностью от него защищены. Они укрыты от утрат, им не приходится адаптироваться, перед ними не стоит испытаний отсутствием возможностей. Любая «помеха», вплоть до неналичия способностей, «патрулируется» зорким взором родителя, с попыткой устранения не педагогическим, а экономическим путём. Любые неудачи приносят сегодняшним детям опустошение, и за трудностями стоит не желание их преодолеть, а потеря интереса.

— Дети 21 века уверены в достижении своих желаний, но эта уверенность не строится на ценности времени и усилий, но лишь на критериях выработанных в семье, а они, далеко не всегда социальны.

— Экономическое неравенство семей нынешней эпохи, накладывает свой отпечаток и на детские коллективы. Не смотря на её очевидные плюсы – развитие коммуникационных технологий, дети, даже в рамках одного коллектива, часто разобщены по интересам, реализовать которые даёт финансовая возможность. Традиционно сильный «командный» инстинкт, разбивается сегодня о социальное неравенство.

— Дух «бунтарства» практически пропал. Традиционные ценности сегодняшней семьи, вкупе со сверхопекой, искоренили детскую «мятежность». С ней канула в небытие и спортивная злость, спортивная наглость.  Дети прошлого столетия были «глиной» из которой, при умелом обращении, получались ценные сорта фарфора, сегодня, по большей части, наставникам приходится лепить из «пластилина».

— Сегодняшние дети буквально подавлены «заботой» и навязанными целями. «Ты должен быть лучшим, и это не обсуждается». Такая постановка вопроса рождает частные уроки, воспитателей, лагеря, «подкатки», лучшую гимназию, изучение четырёх языков и поверх всего этого воскресную школу эстетики и кружок танцев. Плохо ли это? Наверное нет, вот только не стоит удивляться, что рано или поздно придёт осознание того, что объять необъятное, попросту невозможно.

— В прошлом веке, ребята приходили в секцию хоккея, потому, что они любили в него играть. Никто не выбирал престижного бренда на майке, критерием выбора было количество остановок до катка. Сегодняшний выбор ориентирован на результат. Во главу угла ставится не игра, а достижения. В погоне за результатом забыты многие принципы, и среди них главный – «цени не себя в хоккее, а хоккей в себе».

Такие определения дают сегодняшнему поколению юных хоккеистов маститые наставники, чей опыт не подвергается сомнению, но давайте посмотрим, какие выводы они делают, и что могут посоветовать новому поколению специалистов, приходящему им на смену.

— Опекаемые родителями дети стали «хрупкими». Они ждут и требуют мгновенного удовлетворения потребностей. Открывая интернет, и в миг получая ответ на любой вопрос, они даже представить себе не могут, что их сверстникам, каких-то четыре-пять десятилетий назад, нужно было половину дня провести в читальном зале библиотеки, для достижения того же результата. Этого они ждут сегодня и от спорта, не осознавая в полной мере, сколько времени им придётся потратить для достижение результата. Сегодня значительно снизилась концентрация внимания, способность фокусироваться и настраиваться на продолжительную трудоёмкую работу. Этому нужно уделить очень большое внимание. То, что раньше было само собой разумеющимся, ныне нужно вновь прививать. И это значительная трудность.

— Привычка получать желаемое, сделала детей неспособными адекватно переживать неудачи. Они более чем это необходимо нетерпимы к любому фиаско, игнорируя истину о том, что без поражений не бывает побед. Трудности перестали закалять, а неудачи мобилизовать на сверхусилия, в этом ещё одна проблема сегодняшнего детского спорта.

— Возможность получения моментального ответа на любой вопрос, сделало мышление современных детей «плоским». Поиск решений перестал быть задачей, он стал «операцией». Это безусловно обедняет потенциал, и в этом скрыта ещё одна проблема.

— С увеличением количества «соблазнов», спорт стал проигрывать борьбу за внимание юного поколения. Если раньше командный поход с палатками на берег реки или лесную поляну превращался в дополнительное педагогическое мероприятие, сегодня он совмещается с пейнтболом, парком развлечений и другими увеселительными продуктами современности. На это тоже следует обратить пристальное внимание.

— Создавайте такие методы коучинга, которые позволят вам быть привлекательными в глазах детей. Помните, нынешнее поколение значительно быстрее теряет фокус. «Необходимость» перестала быть безусловным мотиватором, уступив место «заинтересованности».

— Работайте с родителями. Сегодняшнее поколение юных спортсменов гораздо теснее связано с ними, чем дети прошлого века. Общайтесь, будьте партнёрами в деле воспитания юных хоккеистов, умейте завоевать авторитет, убедить в правильности поставленных целей и методов их достижения.

— Дети во все времена имеют сильный командный инстинкт. Умейте сгладить социальные различия вставшие сегодня на его пути. Помните, сегодняшние дети имеют большую, чем раньше потребность в достижениях, умейте «сыграть» на этом, не смотря на все минусы современной эпохи.

Рубрика: Статьи