РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. «ПОЧЕМУ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?» КОГНАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ

8 сентября 2016

Применительно к хоккею, когнитивные способности мало чем отличаются от  общепринятых определений. На командных тренировках группы набора, дети,  как правило, находятся в абсолютно одинаковых условиях. Слушают тренера,  смотрят на воспроизводимые им упражнения, стараются повторить  увиденное, проанализировав и применив услышанное.
Почему получается  так, что часть детей схватывает увиденное и услышанное быстрее, их  действия и движения от тренировки к тренировки становятся увереннее,  формируя устойчивый технический навык, а вторая часть детей, не  справляется с поставленной задачей, демонстрируя неуверенность, а порой и  непонимание требований?

Причин тому может быть несколько.  Наиболее редкой из них является медицинское противопоказание. Гораздо  чаще встречается генетическая предрасположенность к данного вида  действиям. Но самая распространённая — низкая когнация — способность к  обретению знания и его переработке.
Когнитивные навыки, или  когнитивная способность — это то, в какой степени ребёнок в состоянии  воспринимать знание и информацию, и прорабатывать их. В переработке  информации важная роль принадлежит разнообразным психическим процессам.  Чтобы успешно сформировать двигательную задачу которую ребёнок видит в  исполнении тренера, ребёнку требуется память, ориентация, внимание,  способность решать поставленную перед ним задачу и способность  сформировать для себя предлагаемое понятие. Для этих целей ребёнок  должен быть способен к рассуждению, планированию и инициативам.
Развитие  данных функций по своему определению можно назвать «двигательным  интеллектом». Чем выше он будет развит у ребёнка, тем органичнее будет  проходить процесс освоения ребёнком необходимых для хоккея двигательных  навыков.

Во главе угла развития когнитивных способностей ребёнка  стоит мотивация. Ребёнок должен правильно понимать поставленную перед  ним задачу, осознавать для чего она поставлена и какую цель преследует,  стремиться к её выполнению. Очень важно, чтобы мотивация была  положительной. Выходя на тренировку, ребёнок должен быть переполнен  чувством — «я это сделаю, и научусь». Такой эмоциональный посыл даст ему  заряд уверенности в своих силах, дополнительные положительные эмоции.
Выходя  на тренировку с пониманием — «если я не сделаю, то не научусь», ребёнок  ставит перед собой барьер неуверенности, инициирует страх ошибиться,  сделать плохо. Это неминуемо затормозит задачу развития.

В  группах набора юных хоккеистов, как правило, одновременно занимается 50 и  больше детей. Это значит, что даже если с ними одновременно занимается  два-три специалиста, то на каждого ребёнка индивидуально, выпадает не  более 2-3 минут работы за тренировку. А ведь тренеру ещё надо объяснить  поставленную задачу всей группе, сконцентрировать её внимание на сути  поставленной задачи. Другими словами, эффективность работы каждого  учащегося, напрямую зависит от его личной концентрации и когнитивных  способностей. При недостаточном развитии этих качеств, путь ребёнка в хоккее  начиная с группы начальной подготовки будет сложен и тернист.

Какой  же выход должны найти родители в этой ситуации? Первый — воздействие  психолога — специалиста, способного профессионально направить мотивацию  ребёнка в нужное русло, развить когнитивные способности ребёнка,  повысить его концентрацию. Второй — индивидуальная работа с  профессиональным детским тренером-преподавателем в составе мини-группы детей со схожими  проблемами. Такая работа даст возможность ребёнку ощутить всю полноту  тренировочного воздействия, повышенное внимание к себе, и как следствие  улучшит педагогический результат.

Рубрика: Статьи