РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. КЕЙЛ МАКЛИ – «ДОРОЖИТЬ ШАЙБОЙ — ЧТО ЗНАЧИТ ЭТА ФРАЗА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОККЕЯ».

12 мая 2018

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО. КЕЙЛ МАКЛИ – «ДОРОЖИТЬ ШАЙБОЙ - ЧТО ЗНАЧИТ ЭТА ФРАЗА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОККЕЯ».
Все мы хорошо помним, каким был Северо-Американский хоккей конца прошлого века. Его положительные качества – стремительность и агрессивность, сопровождались вбросом шайбы в зону соперника и отчаянной борьбой за неё в углах площадки. Совсем иной расклад мы имеем сегодня. Посмотрите на современную статистику владения шайбой игроками Национальной хоккейной Лиги. Цифры выросли в разы, что, безусловно, дало возможность роста индивидуальной производительности. Что же является золотым стандартом игры? Что характеризуют данные изменения? Улучшает ли такая статистика саму игру? На эту тему ведётся много споров, однако все сходятся в едином мнении, что владение шайбой имеет исключительное влияние на хоккей.

Владея шайбой – владеешь преимуществом – это аксиома. Поэтому то, что сегодня происходит в Северо-Американском хоккее, а именно, смещение акцентов в сторону индивидуальных способностей игрока в контроле над шайбой, без преувеличения можно назвать революцией нашего хоккея. Оказывают ли влияние новые тенденции на детско-юношеский хоккей? Да, безусловно, оказывают, и это влияние весьма существенное.

Система развития детско-юношеского хоккея Северной Америки за последние десятилетия претерпела значительные изменения. В основном это касается того, что в Канаде и США были приняты национальные системы развития, строго регламентирующие подготовку игроков всех возрастов. Это, безусловно, имело свои плоды, но так же было отчётливо понятно, что введение системного подхода несколько ограничило творческое начало самих игроков. Наряду с положительными аспектами, ярко проявившимися после внедрения системы, такими как понимание игры, чувство партнёра, умение играть в силовое давление, ведение зонной и персональной опеки, создание специальных бригад и так далее, проявились и отрицательные – акцент на групповом взаимодействии стал преобладать над индивидуальным развитием. И ситуацию исправляло только то, что многие игроки, заинтересованные в своём прогрессе, имели дополнительную работу по становлению и укоренению навыков высокого индивидуального мастерства, развивая свой игровой интеллект путём дополнительной тренировочной практики. Сегодняшний акцент, сделанный в командах НХЛ на улучшение индивидуальных навыков, похоже наполняет паруса корабля детско-юношеского хоккея ветром не только командного, но и индивидуального созидания.

Мы не говорим о том, что вокруг развития индивидуальных навыков нужно создать какую-то особую систему. Мы говорим о том, чтобы интегрировать данный навык в систему командной игры, создать идею «вокруг» данного умения и это весьма не просто. В современном хоккее, завязанном на борьбу, мы должны приложить немало усилий для овладения шайбой, но как сделать так, чтобы все усилия не пропали даром при её потере? Делать ставку на одного-двух игроков-лидеров? Не выход! Тогда что является выходом? А выходом является элемент сыгранности и наличие игрового интеллекта у всего играющего состава. Умение не только обыграть и сковать соперника, но и создать партнёру условия, при которых он, при помощи вашей передачи, сможет найти острое продолжение атаки, доведя комбинацию до логического завершения. И не важно, в какой зоне вы находитесь, ведь атака начинается тогда, когда ваша команда завладела шайбой.
Теперь перейдём к главному. Как этого достичь…

В зоне защиты

Полноценный навык владения шайбой создаёт возможность для игроков обороны к уверенному и продуктивному началу атаки при помощи первого паса.  Но глядя на самые успешные команды Национальной Хоккейной Лиги сегодня, мы видим, что далеко не все атаки начинаются переводом шайбы на пол-борта ближнему нападающему, или средним пасом раскатившемуся под синюю или красную линию партнёру. А в условиях жёстких тактических схем,  совсем уж редки, стали и забросы под дальнюю синюю линию, за спину защитникам соперника.   

“Еscape defenseman”, или защитники способные начать атаку за счёт движения с шайбой, во все времена считались редким и ценным товаром. Игроки подобного плана техничны, способны обыграть соперника при помощи согласованной работы рук и ног, мобильности и технической оснащённости, противопоставляя прессингу широкий арсенал обманных действий. Такое мастерство достигалось игроками за счёт их личной универсальности и развития навыков игры в атаке, что всегда являлось неожиданностью для соперника и добавляло в игровой эпизод как численное, так и психологическое преимущество. Защитник-созидатель, или как мы его именуем “Вig D”, практически никогда не пошлёт шайбу через борт в направлении развития атаки, но всегда найдёт адресное продолжение, уверенно контролируя шайбу в условиях самого жёсткого прессинга. Создав, таким образом, прочность в глубине обороны, уверенная работа с шайбой позволит значительно расширить фронт атаки, за счёт стирания грани между двумя функциями.

Поставив перед собой определённые задачи, решение которых способствовало-бы более универсальной работе игроков всех амплуа, нам необходимо найти пути для их решения. И такими путями, на наш взгляд, является как можно более поздняя специализация игроков по амплуа, а так же значительный упор на технику владения клюшкой в повседневной тренировочной практике.

В средней зоне и зоне атаки

Большинство команд профессионального уровня придерживаются одной из двух философий, когда речь идет о прохождении шайбы через среднюю зону:

— длинная или средняя передача с последующим забросом шайбы в зону соперника и последующей борьбой за неё в углах площадки или за лицевой линией.

— ввод шайбы в зону, через короткий и средний пас, с оставлением, «скрещиванием» и другими манёврами позволяющими провести атаку сходу, или при помощи владения, организовать позиционную атаку ворот соперника.

Первый вариант – классика Северо-Американского хоккея,  минимизирующий возможность потери шайбы в средней зоне. Этот стиль эффективен, но он не предполагает возможность гарантии доведения атаки до её логического завершения – броска по воротам. Поэтому, прививая азы современного хоккея детям, мы склоняемся ко второму стилю, который в полной мере развивает все качества необходимые высококлассному хоккеисту, как то – согласованность действий, принятие грамотных тактических решений, тайминг, создание пространственных возможностей для действий партнёров, и прочее.

Педагогический подход при решении данных вопросов будет требовать от тренера уделения повышенного внимания технике владения и контроля над шайбой, а так же скорости и точности командного взаимодействия. Смещение акцента в сторону владения шайбой, позволит спортсменам в большей степени сосредоточиться на технико-тактических навыках игры, чем на скорости «погони» за шайбой, преследуя её в зоне соперника.

Суммируя всё вышесказанное, мы признаём, что скорость наиважнейший аспект современного хоккея, но создавая новую систему обучения, мы не можем не признать и то, что скорость развития атаки, гораздо более продуктивный аспект игры, чем быстрый возврат из атаки в оборону, и поэтому призываем к повсеместному и неустанному формированию культуры владения шайбой на всех уровнях детско-юношеского хоккея.

Общие рекомендации

Тренеры / Родители — позволяйте детям созидать! Дайте им возможность расслабиться в работе с шайбой, не акцентируйте их внимание на тотальном контроле и недопустимости потери. Развивайте всестороннюю координацию, баланс и стабильность. Уверенность нарабатывается. Поэтому чем больше профильных и непрофильных заданий и игр будет у ребёнка обучающегося филигранному владению клюшкой, тем большей уверенности в работе с шайбой у него станет в будущем. Создавайте такой режим работы, чтобы в её процессе было много отвлекающих и сбивающих факторов, это отлично повлияет на концентрацию и фокусирование на поставленной задаче. Смело вводите в тренировку соревновательные элементы. Эффект соперничества обязательно положительно повлияет на результат. Помните, что работа с клюшкой не способна «перегрузить» ребёнка, поэтому не ставьте для него ограничений по времени, пусть занимается так долго, как долго занятия будут вызывать его воодушевление и интерес. Не стоит забывать и то, что, не владея шайбой, атаки не начать, как и то, что атака начинается там, где ты завладел шайбой.

Игроки — работайте с клюшкой и шайбой без устали. Бросок, приём-передача, защита шайбы – все ваши решения должны источать точность и уверенность. Создавайте выгодные игровые ситуации для себя и своих партнёров. Дорожите шайбой и умейте с ней расстаться. От вашей точности зависит успех действий всей команды, а точность вырабатывается уверенностью действий. Работайте до тех пор, пока ваши действия не станут уверенными, а значит и точными. Учитесь не терять шайбу «под  давлением», тренируйте способность распоряжаться ею в условиях жёсткого прессинга. Всегда ищите наилучшее продолжение, создавайте ситуацию для продуктивных действий партнёров. Сделав владение шайбой своей сильной стороной, научитесь создавать «сильную» позицию для партнёра, для этих целей тренируйте пас, наброс, бросок. Никогда не отбрасывайтесь! Отдав шайбу партнёру, не выключайтесь из эпизода, предлагайте себя, читайте игру товарищей по команде, подстраивайтесь под их решения, играйте напористо, агрессивно, умно.

Рубрика: Статьи