РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… ЧАСТЬ 7.

8 апреля 2016

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… ЧАСТЬ 7.
 
Хоккей командная игра и таковой останется навсегда. Никакие потуги индивидуализировать зрелище завладевшее сердцами миллионов и миллионов людей не достигнут своей цели по одной причине, случись такое, хоккей перестанет быть хоккеем, превратившись в разновидность фигурного катания, в единоборство личностей обладающих определёнными игровыми качествами.
 
Казалось бы, это аксиома, но давайте попробуем разобраться, какие из качеств, личностные или командные доминируют в игре? Каковы критерии успешности отдельно взятого игрока, и каковы критерии успешности команды в целом? Из кого вырастает игрок с большой буквы «И»? Что сделать для того, чтобы таких игроков было в избытке, нужно ли это, и самое главное, что характеризует такого игрока?
 
Если не принимать в расчёт надстроек, в числе которых останутся социальный статус, специфика образа жизни, питание и прочие, безусловно важные, но отнюдь не определяющие факторы, в сухом остатке останется пирамида, очень похожая на детскую игрушку. Помните такую? Основание и стержень, на который ребёнок нанизывает колечки, образующие при помощи этого стержня довольно устойчивую конструкцию.
 
В нашем случае, на стержень будет нанизано всего три колечка – игровое мышление, игровые качества и игровой навык. Стержень, же, основа и база для всей конструкции – характер.
 
Характер — ключевой компонент для достижения успеха. Черты спортивного характера, без которого невозможно построение пирамиды с условным названием «хоккеист высокого класса» — общеизвестны. Это и рабочая этика (прилежание, трудолюбие, самоотдача, добросовестность), и само мотивация (умение найти стимул в любой, самой патовой ситуации), воля и состязательное упорство (умение двигаться к поставленной цели в любой, самой сложной обстановке), психологическая устойчивость, самопожертвование (умение коллективную цель поставить выше личной), самоотверженность, спортивная злость, уверенность и спортивная наглость, ориентированность на коллективное усилие, лидерские качества, способность ладить в коллективе, взаимовыручка и другие позитивные черты.
 
Основные черты характера закладываются в ребёнке семьёй, это личностные качества, на которые практически никто, кроме родителей повлиять не может. Попадая в коллектив, в команду, ребёнок волей-неволей пропитывается командным духом, реалиями новых условий, в которых происходит корректировка части устоев бытия, а в некоторых случаях и существенная смена понятий. Так же, происходит формирование тех качеств характера, которые практически ни при каких условиях не могли быть привиты в семье. К таким качествам можно отнести самопожертвование, спортивную злость и спортивную наглость, ориентированность на коллективные усилия, способность ладить в коллективе и т. д.
 
Таким образом, становится понятно, что характер, к моменту прихода ребёнка в хоккей сугубо личностная составляющая, на которую, в подавляющем большинстве случаев воздействует и формирует его исключительно семья. Попадая в коллектив, в команду, процесс кардинальным образом меняется. Характер юного спортсмена обретает новые свойства, шлифуются грани всех качеств. Игрок либо становится частью единого целого – коллектива, либо покидает его.
 
Характер игрока становится полноценной командной составляющей. Одним из пучков нервных волокон, объединённых эпиневрием коллектива. Что явственно доказывает нам доминантность командной составляющей в данном компоненте игрового мастерства, и подтверждается эпитетом даваемом успешной команде – «команда с характером».
 
Итак, с характером в хоккее мы определились. Основание пирамиды под названием «хоккеист высокого класса», её стержень – индивидуально-командное качество формируемое семьёй и коллективом во главе с наставником-тренером.
Теперь давайте определим, какую роль, в формировании этого наиважнейшего компонента играет тренер.
 
Чем опытнее наставник, тем глубже он понимает, что характер спортсмена является ключевым компонентом его будущего мастерства. Грамотный специалист, тренер-психолог, умело отыскивает в числе претендентов на место в команде, игроков, в которых преобладают позитивные черты характера в совокупности с физиологическим потенциалом. Для оценки характера ребёнка, такой наставник использует спортивное профилирование, получая объективную и статистически достоверную оценку черт характера спортсмена и его личности за пределами его результатов и измеряемых критериев уровня мастерства и талантливости.
 
Такой профиль может включать в себя десять качеств, которые возможно расценить как полезные вехи в измерении потенциала спортсмена на успешный результат в хоккее:
 
1. Состязательность характера.
2. Соотношение внешней и внутренней мотивации.
3. Мотивация вызовом.
4. Уверенность в своих силах.
5. Добросовестность усилия.
6. Командная ориентированность.
7. Лидерские качества.
8. Самодисциплина.
9. Реакция на разноплановое давление.
10. Психологическая устойчивость.
 
В арсенале командного тренера множество инструментов воздействия, начиная с личного примера, командных и личных собеседований, и заканчивая многочисленными примерами из богатой хоккейной истории.
 
Таким образом, в данном вопросе появляется уверенность, что роль тренера в становлении характера спортсмена – основания и «позвоночного столба» «пирамиды мастерства», очень трудно переоценить.
 
Вернёмся к нашей «детской игрушке». Первое колечко, одеваемое на пирамиду – игровое мышление….
 
Продолжение следует…
 
 
Рубрика: Статьи