РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… ЧАСТЬ 7/4

13 апреля 2016

Кто бы, что не говорил, а детский хоккей России стремительно молодеет. Я уверен, что если бы 50 лет назад, кто либо сказал детским тренерам многочисленных секций хоккея, что в 2016 году в хоккей будут набирать детей 2012 года рождения, те просто покрутили бы пальцем у виска. А сегодня это считается нормой.

Более того, родители малышей настолько стремительны в требованиях к своим чадам, что не стесняются устраивать для них по несколько тренировок в день, стремясь работать по программе, как минимум групп начальной подготовки. При этом игнорируются все законы физиологии, не учитываются сенситивные периоды, а сами дети, зачастую и вовсе не понимают, что же от них требуют.

Конечно же на этой стадии детский хоккей терпит очень много потерь. За несколько лет интенсивных тренировок, ребёнок, подходя к возрасту, когда его советские сверстники только начинали свои первые шаги в спорте, уже истощён и морально и физически настолько, что хоккей ему не только не в радость, но сродни тяжкой трудовой повинности в угоду амбициям родителей.

Во многом именно этим объясняется тот факт, что полноценные группы набора, насчитывающие в некоторых клубах, школах и секциях по сто пятьдесят и более крох, спустя год-два стремительно редеют, оставляя в своих рядах к восьми-девятилетнему возрасту по пятнадцать-двадцать детей.

Сейчас, с созданием в России юниорских, юношеских и молодёжных лиг, когда возможности российского хоккея значительно расширились в этом плане по сравнению с аналогичными возможностями советского хоккея, нерадивостью отношения к хоккею детскому, мы сами сознательно создаём себе дополнительные трудности, чтобы потом стоически пытаться их преодолеть.

Мы хотим всего и сразу, поэтому в подготовке детей, тех кто по счастливой случайности не выпал из «обоймы» в нежном возрасте хоккея, именуемом «спортивно-оздоровительная группа» и перешёл на этап «начальной подготовки» мы стремимся не к освоению полного объёма технических навыков, а к совершенствованию игровых качеств и игрового навыка, которых по сути у ребёнка ещё попросту нет.

В трёх предыдущих главах седьмой части  цикла статей «Родителям и не только…» я высказал своё мнение о трёх составляющих мастерства хоккеиста и о качественных возможностях их становления. Я попытался доказать очевидность предпосылок их развития в зависимости от направленности работы по их совершенствованию, без указания методической эффективности построения системы зависящей от реализации закономерностей возрастного развития, с учётом способностей и возможностей на каждом возрастном этапе. Постараюсь восполнить этот пробел.

В нашем клубе проповедуется работа по сдвоенным возрастам. На сегодня, не считая спортивно-оздоровительной группы в клубе три команды — 2009-10 г.р; 2007-08 г.р; 2005-06 г.р. Применительно к работе на льду, в ХК «Красная Звезда» практикуется следующая направленность тренировок:

Группа 5-6 лет — техническая направленность — 100%

Группа 7-8 лет — техническая направленность 50%; технико-тактическая направленность — 40%; тактическая направленность — 5%; соревновательная направленность — 5%

Группа 9-10 лет — техническая направленность 45%; технико-тактическая направленность — 45%; тактическая направленность — 5%; соревновательная направленность — 5%

Надеюсь теперь моим оппонентам понятно, о каких возрастных категориях я веду речь, выстраивая свою виртуальную «пирамиду». А именно, с первой тренировки, до процедуры драфта.

Ну вот, теперь можно сказать несколько слов о последнем её «колечке» — игровом навыке.

Вероятнее всего, каждый тренер в своей профессиональной карьере сталкивался с игроками, которые на тренировках показывали просто чудеса работоспособности, отличную технику и высокие  игровые качества. Но стоило начаться игре, как всё куда-то пропадало, игрок терялся «в трёх соснах», сникал, и как результат садился «полировать лавку». Данный феномен как раз и называется отсутствием игрового навыка, то есть, неумением продемонстрировать в игре свои игровые качества.

К сожалению, подобного рода явление зачастую связано с «перекосом» в сторону индивидуальной подготовки. Вроде бы игрок умеет на площадке всё, и тем не менее не попадает в состав. Начинается сетование на предвзятость тренера, путешествия из школы в школу, очередные феерии на тренировках, стартовое звено в новой команде, и снова глухой запас. Круг замкнулся, пошли на новый.

Таким образом, игровой навык, то качество, котороё в ста процентах случаев вырабатывается исключительно как командная составляющая, и никакая индивидуальная работа, пусть даже лично с «отцом-основателем мировых подкатов»))) не способна его привить.

P.S. На публикацию своих умозаключений, меня сподвигли слова основателя одной из Канадских хоккейных академий — доктора Якова Алексеевича Смушкина. В одной из своих статей он написал:

…Руководящая роль хоккейных коаучей, по-русски командных тренеров, особенно в детском хоккее, становиться «второстепенной составляющей», по одной простой причине, — теории и практике всех видов спортивных единоборств, — «без техники, нет тактики». Профессиональная классификация хоккейного тренера вообще, и особенно с детьми, — это управление командой для соревновательного результата. Иными словами, их ролевые амплуа «группового, а не индивидуального плана»….

…Само собой разумеется, что педагогическая система «выращивания хоккейных рекордсменов», — прерогатива учебных традиций одиночных, а не командных видов спорта….

…Глобализация и коммерциализация международного хоккея, в противовес его бывшему политико-патриотическому стилю, в первую очередь, учитывает «спрос на качественные услуги массового хоккейного социума». В результате, имеет место «перестройка к первичности индивидуально-игрового искусства и вторичности командных результатов». Иными словами, современный массовый хоккейный социум хочет «зрелища звёзд, а не результата на табло»….

Надеюсь, что с «руководящей ролью», мы с Божьей помощью разобрались. По поводу же «результата на табло» я так скажу. Безусловно, мы любим хоккей за его динамику, красоту и тонкость разыгрываемых комбинаций, самоотверженность и яркость силовых единоборств, но… Если моя любимая команда забьёт решающий гол не в результате головокружительного слалома её «главной звезды», а в результате рикошета от конька соперника, после броска от синей линии защитника четвёртого звена, я нисколько не расстроюсь…

Удачи всем! Любите хоккей!

Рубрика: Статьи