РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО… ЧАСТЬ 7/2

10 апреля 2016

Игровое мышление, по своей конвенциональности, является частью гораздо более обширного понятия, характеризующего исполнительское мастерство хоккеиста, а по сути, отражающего составляющие его класса. Это понятие – «тактическое мастерство».

В принципе, вполне резонно было бы именно так назвать «первое колечко» строящейся пирамиды, но я не стану этого делать, дабы в дальнейшем избежать конфликта терминов.

Итак, что же такое «игровое мышление», из чего вообще состоит «тактическое мастерство», и самое главное, каким образом нарабатывается это личностное качество?

В ответе на первую часть вопроса я воспользуюсь характеристиками, данными этим определениям признанным специалистам – В.А. Быстрову, Ю.Ф. Курамшину, В.Е. Горскому, В.Н. Огулову.

Основными составляющими тактического мастерства являются:

«ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – это направленность зрительного анализатора хоккеиста или на предмет игры «шайба», или на объекты игры «игроки». Идеальный вариант, когда зрительный контроль постоянно расположен на игроках. Начинающие хоккеисты постоянно стремятся контролировать непослушную шайбу. Здесь важно заставить себя, вернее, приучиться к необходимости переключения зрительного контроля с шайбы на игроков. Если над этим не работать то в результате выработается, точнее, сформируется неправильный динамический стереотип выполнения какого-либо движения.»

Иными словами, совершенствование  данной характеристики тактического мастерства спортсмена, возможно исключительно в процессе командной тренировки. В подтверждение этого утверждения, приведу один пример.

Совершенствуя технику броска, игрок самостоятельно, или под присмотром нанятого в личное пользование «маэстро подкатов» совершает за тренировку несколько сотен бросков по воротам. Совершенствуется ли техника броска? Да, безусловно! Но не тактическое мастерство «действия на гол», характеризуемое зрительным контролем. Ведь для его совершенствования, в воротах, по которым игрок совершает эту серию бросков, должен находиться вратарь, чьи приёмы и перемещения игрок смог бы проанализировать в момент совершения броска. Можно усложнить данный процесс защитником, который будет оказывать противодействие, и партнёром, создающим «трафик» под воротами и открывающим потенциальную возможность разнообразить техническое действие.

Такая работа может считаться полноценной, и безусловно внесёт гораздо больший вклад в индивидуальное мастерство игрока, нежели механическая отработка броскового навыка.

«ВИДЕНИЕ ПОЛЯ   это процесс контролирования зрительным анализатором какой-либо части хоккейной площадки и игроков, находящихся на ней. Чем дольше зрительный контроль удерживается на игроках и их перемещениях, тем больше время на анализ игровой ситуации.»

Данный аспект вообще не даёт лазейки для полемики. Видение поля, как личностное качество тактического мастерства хоккеиста целиком формируется командной тренировочной составляющей.

«ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процесс анализа игровых ситуаций и принятия упреждающих решений в противоборстве с соперником. Эффективность игрового мышления зависит от качества работы первых двух элементов тактического мастерства. Зрительный контроль постоянно и систематически переключается с шайбы на игроков, что обеспечивает видение игровых ситуаций, возможность анализа их изменений и принятия решения по выполнению какого-либо двигательного действия.»

Быстрота протекания мыслительных процессов у каждого ребёнка генетически индивидуальна. Однако человеческий организм – саморегулирующаяся система и он способен многократно повторяющиеся двигательные действия и мыслительные решения, переводить на рефлекторный уровень, что намного ускоряет и принятие решений, и их выполнение. Этот процесс называется выработкой динамического стереотипа. Чем больше таких рефлекторных мыслительных и двигательных навыков у игрока, тем выше его технико-тактическое  мастерство.

Что же способствует наилучшему проявлению и закреплению данных качеств? Индивидуальная работа или командная?

В плане совершенствования тактических качеств и их обсуждаемой части – игрового мышления, мне кажется, ответ очевиден. Безусловно, командная работа, ибо даже сам термин – «игровое», подразумевает под собой исключительно коллективное действие.

«ИНТУИЦИЯ — как высшая степень развития разума человека в хоккее проявляется в принятии нестандартных решений и опережающем игровом мышлении.»

По сути, в данном аспекте тоже нет оснований для полемики. Интуиция по Фрейду – скрытый, бессознательный источник творчества. Если ближе к хоккею, то — спонтанный процесс интеграции, непосредственного внезапного усмотрения целостности и взаимосвязи в ранее разрозненном множестве возможных действий. Одним словом, нечто научно необъяснимое и как минимум не поддающееся тренировке.

Таким образом, и «второе колечко» прерогатива командной тренировочной практики, в которой коллективная составляющая процесса формирования личного тактического мастерства хоккеиста главенствует над индивидуальным процессом его подготовки.

Продолжение следует…

Рубрика: Статьи