МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

4 октября 2018

Ключевые стадии обучения игроков. LTAD отводит данному аспекту очень важное значение. Мы привыкли, что в России эти стадии разбиты на четыре возрастные группы. В которых разделение весьма условно.  Давайте проанализируем и сопоставим рекомендации которые дают для каждой стадии российские специалисты, заокеанское тренерское сообщество, а так же посмотрим, что рекомендует LTAD – программа, о которой мы ведём разговор сегодня.

СОГ; «MITE»; FUNDAMENTAL STAGE

Первая группа – «спортивно-оздоровительная». К этой группе в российской классификации относятся дети в возрасте 5-8 лет, то есть дошкольники и младшие школьники. Дошкольный возраст является важным периодом физического воспитания, формирования личности человека и решения социальных задач адаптации ребёнка в обществе. Вот почему в этот период важно своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание процесса физического развития, повышения жизнеспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным внешним влияниям.

Примерно об этой возрастной группе — 5-8 лет включительно, говорят и рекомендации заокеанских коллег, которые считают что в группе «mite», необходимо работать над базовыми фундаментальными техническими навыками, знакомить детей с правилами игры, работать над балансом, координацией, много играя и развиваясь строго дозировано, с минимальной сложностью заданий, вплоть  до полного освоения навыка.

Северо-Американские теории настаивают на том, что группы детей должны быть  подобраны по уровню  физического и умственного развития, а приоритеты в работе должны быть расставлены на технические аспекты владения коньками и клюшкой. Специалисты, которые проводят занятия с детьми,  обязаны тонко чувствовать характер каждого ребёнка, способность  к концентрации его внимания, мотивацию на выполнение поставленного задания.

Говоря о целях и задачах спортивно-оздоровительных групп в России, к вышесказанному добавить практически нечего, поэтому давайте посмотрим, что на этот счёт рекомендует нам LTAD.

То, что мы называем спортивно-оздоровительной группой (СОГ), а «за океаном» именуют «mite»,   LTAD рассматривает как «Фундаментальный этап» (Fundamental stage) — этап подготовки С 5 до 10 лет – его основная цель, чтобы дети были активны, знакомились со спортом и получали удовольствие. Здесь развиваются навыки конкретного спорта – база, в  хоккее — техника. Интересно, что в модели стадия обозначается как FUNdamental stage, подчеркивая идею тремя первыми заглавными буквами (Fun – забава, веселье, потеха).

ГНП; «SQUIRT»; Learning to Train

Вторая группа по Российской классификации – «группа начальной подготовки». В данную группу входят спортсмены младшего школьного возраста, а сам этап занимает одно из важнейших мест в системе многолетней подготовки хоккеистов. В этот период закладывается основа техники владения коньками и клюшкой, организм приспосабливается к повышенной двигательной деятельности всех своих систем.

Наши заокеанские коллеги продолжают работать над развитием технических аспектов в области самой низкой сложности заданий, с упором на баланс и координацию, с множеством игровых упражнений и возможностью проявления игроками элементов импровизации в демонстрации освоенных двигательных навыков.

Много игровых заданий на ограниченной площадке, практикуется внутрикомандная соревновательная практика. Главным приоритетом остаётся удовольствие от процесса, но вводится понятие ответственности за принятые решения, разжигается страсть к игре и к соревнованию. В тренировочных группах практически полностью отсутствует специализация, игроки воспитываются универсальными хоккеистами.

В России также огромное внимание уделяется ловкости и координации, и как минимум 50% образовательного процесса посвящено техническим аспектам. Коренное различие систем в том, что мы каждый закреплённый навык стараемся проецировать на скорость его выполнения, а примерно 10% процесса мы посвящаем работе на общую выносливость,  что на этом этапе практически не практикуется за океаном.

Модель долгосрочного развития LTAD определяет для этого этапа свои временные рамки.  С 9 до 13 лет  начинается  так называемый этап обучения тренировке (Learning to Train) – его цель заключается в том, чтобы научить детей правильно тренироваться, от буквального выполнения упражнений до отношения к тренировке и понимания, зачем и что они тренируют. Постепенный переход от развлечения (FUN) к серьезным тренировкам.

Данная философия понятна, и безусловно может и должна быть принята на вооружение.

УТГ; «PEE WEE»; «BANTAM»; «Training to train»

На данном этапе подготовки мы имеем самую большую разницу в определениях, но давайте посмотрим, столь ли существенна разница по содержанию, сколь существенна она по форме. Итак, практика обучения в российских «учебно-тренировочных группах» с 11 до 14 лет. За океаном до 12 лет. У нас, работа в период УТГ является основным этапом становления хоккеиста. Именно на этом этапе проводится самый жёсткий квалификационный отбор, заключаются первые в жизни контракты – «контракты юниора».

Существенно меняется и направленность работы. Делается значительный упор на формирование технико-тактического мастерства, всё более важную роль играет общефизическая и специальная физическая подготовка, совершенствуются специальные качества, происходит нивелирование слабых сторон сильными, так например при помощи совершенного ориентирования во времени и пространстве можно существенно скорректировать нехватку скорости и быстроты, и так далее.

Количество тренировок значительно увеличивается, соревновательный процесс начинает иметь всё большую и большую значимость. Ужесточается контроль за здоровьем хоккеистов, обязательными становятся не только процедуры диспансеризации, но и обследования внутренних органов.

За океаном, до 12 лет, (pee wee), упор делается на развитие индивидуальных качеств, для этих целей северо-американская школа практикует огромное количество работы на ограниченном пространстве, как игровой так и тренировочной. Однако тренировочная практика становится сложнее, увеличивается скорость работы и с игроков требуется доскональная техника её выполнения. Увеличивается объём заданий и интенсивность их выполнения, что формирует выносливость. Средства подбираются с разнообразным набором различных технических элементов, поэтому упражнения становятся похожи на «горнолыжный слалом», в котором очень часто и много сочетаются гладкий бег и маневренное катание, а работа со сменой направления движения с переходами и виражами.

Не смотря на кажущуюся объёмность проделываемой работы, она происходит строго дозировано. Почти нет нагромождения использования освоенных навыков, все элементы составляются по степени сложности в единый пазл с учётом возможностей игроков. И ещё одна отличительная особенность заокеанской методы. Для освоения какого-либо навыка, они, зачастую, используют несоизмеримо большее чем мы, количество спортивно-тренировочных средств (упражнений), что предполагает значительное разнообразие при применении освоенных навыков в дальнейшем.

«Bantam» — категория игроков до 14 лет. За океаном, как и в России к этой категории игроков подходят с учётом многолетних вложений и сил, и средств, и времени – как к ценной породе, добытой в золотоносной шахте. При работе с этой категорией игроков, тренеры отдают себе в этом отчёт и стараются сделать тренировки ещё более интересными и насыщенными, а отношение с игроками полными взаимоуважения и взаимодоверия.

В работе, огромное значение придаётся скорости и выносливости. Все навыки продолжают своё развитие  в условиях близких к экстремальным. Ещё больше повышается объём и интенсивность занятий, значительно увеличивается сложность заданий. Однако весьма поощряется способность мыслить нестандартно и использовать индивидуальные особенности техники в групповом взаимодействии.

Ну, а как данный этап характеризует LTAD? С 12 до 16 лет – этап, когда мы тренируемся тренироваться (Training to train) – игра слов тут используется умышленно. Спортсмену необходимо тренировать волю, тренироваться максимально усердно и сконцентрировано — развивается и закрепляется отношение к самим тренировкам. В этом периоде приходит осознание важности как командных, так и индивидуальных тренировок для развития. Спортсменам необходимо понять, что для достижения высот мастерства потребуется много, много, много тренироваться. На этом этапе в хоккее в приоритете физические качества.

ГСС; «BANTAM»; «Training to compete»; «Training to win»;

На «группах спортивного совершенствования» заканчивается обучение игрока в школе хоккея. Возраст 15 – 17 лет является важнейшим для становления хоккеиста. Этот этап характеризуется закреплением и дальнейшим совершенствованием полученных знаний, приобретённых умений, формированием прочного двигательного навыка, обеспечивающего надёжное выполнение технико-тактического приёма в условиях игровой деятельности.

Основная задача этапа – совершенствование, поэтому требования предъявляемые к игрокам значительно меняются. От игроков требуется высокий уровень технической подготовки, способность организма переносить значительные тренировочные и соревновательные нагрузки, высокие морально-волевые качества и отличное здоровье.  Поэтому направленность работы имеет следующие характеристики:

— повышение уровня всестороннего физического развития, совершенствование основных физических качеств

— совершенствование общей и специальной подготовленности

— достижение автоматизма при выполнении технических приёмов на высокой скорости, их стабильности и вариативности при дефиците времени и пространства;

— овладение современными тактическими схемами, совершенствование индивидуальной, групповой и командной тактики при игре в атаке и в обороне;

— освоение высоких тренировочных нагрузок и приобретение соревновательного опыта;

— овладение теоретическими знаниями;

За океаном к игрокам категории BANTAM, относятся с пиететом не меньшим, чем в России. Во главу угла работы игроков этой группы ставится расписание.  Время игроков расписано буквально по минутам. Школа, тренировки, питание, медицинское обеспечение – всё вовремя, по плану и под присмотром опытных специалистов. Тренировочная практика, это постоянный экзамен на силу, скорость, выносливость, технику владения коньками, клюшкой и оперативно-тактическое мышление.  На горизонте «профессиональная карьера» и на карту ставится действительно всё.

LTAD характеризует этот этап следующим образом:

С 15 до 20 лет – Этап  тренировок для того, чтобы состязаться (Training to compete) – основная цель в обучении и тренировкам, как подготовке к предстоящим состязаниям (соревнованиям или матчу). Фокус на тактике.

После 18-ти лет – Этап тренировок ради победы (Training to win) – готовимся к переходу во взрослый профессиональный хоккей и усердно продолжаем тренироваться. Обратите внимание, что только на этом этапе результат начинает иметь определяющее значение. Да, мы (дети) хотели побеждать и раньше, и в 6, и в 9, и в 13 лет, но только после 18-лет работу тренера и команды можно оценивать по результату, а не по прогрессу в развитии юных хоккеистов, как нужно делать на предшествующих этапах.

Применительно к юным спортсменам все этапы до последнего, когда тренируемся и играем ради победы – это время для того, чтобы быть смелым экспериментировать, пробовать, не бояться брать игру не себя и не бояться ошибок, искать эпизоды и единоборства. Да, можно тут сказать «посмотрел бы я на твои эксперименты у нашего тренера – поэкспериментируешь, попробуешь и потом такого получишь, и вообще играть не будешь». Плохо когда детский тренер нацелен только на результат, но еще хуже, когда на это нацелены и родители — их давление и на тренера и на своих детей препятствует развитию. Не понимая сути тренировочного процесса и критериев оценки развития игроков и работы тренера родители на детских соревнованиях часто перегибают. Здорово, когда с трибун «мы в вас верим, старайтесь, боритесь, смелее!» Но такая картина редкость, в этом и проблема – в разнице между реальностью и моделью.

Рубрика: Статьи