МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

20 сентября 2018

С 2003 по 2013 год канадцы совместно с англичанами работали над программой — МОДЕЛЬ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНА или LTAD (Long-Term Athlete Development) и к 2013 году, окончательно её сформировали. Сказать что программа получилась полезной и поучительной, не сказать ничего. И весь цивилизованный спортивный мир, в той или иной мере на неё подсел. Не стала исключением и Российская Федерация Хоккея, ну, и само-собой, мы тоже.

Чем, в первую очередь, ценна данная модель? Она не только раскрывает нам доминирующие особенности взросления юных спортсменов, но так же определяет их становление как спортсменов профессиональных, имея цель сделать этот процесс максимально эффективным.

В основе программы LTAD лежат пять принципов обучения, и первым из них следует назвать индивидуализацию.

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Все мы хорошо понимаем, что сегодняшний хоккей настолько помолодел, что о сознательном выборе ребёнком хоккея, как спорта всей его жизни, говорить, в общем-то не приходится. Ребёнка приводят родители, которые зачастую не видят, или не хотят видеть, принимает ли ребёнок их выбор. Оценить ситуацию обязан тренер и для этих целей программа предусматривает комплекс педагогических и психологических приемов воздействия на учащегося, которые реализуют его потребность ощущать себя в центре внимания;

Индивидуализация — один из дидактических принципов, предусматривающий такую организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Данный комплекс мер, вполне способен пробудить неподдельный интерес ребёнка к предложенной работе. Но если вдруг это не происходит, то налицо повод задуматься о причинах и следствиях.

В первую очередь, при многолетней подготовке юных хоккеистов необходимо понимать, что индивидуальные особенности развития организма спортсмена в целом, а равно и его отдельных функциональных систем, имеют свои закономерности, которые вплотную завязаны на биологический возраст, а не возраст «по паспорту». С этой проблемой мы сталкиваемся постоянно, но бороться с гетерохронностью нет никакого смысла, нужно чётко следовать за последовательностью сенситивных периодов развития, учитывать консервативность качеств тренировочного воздействия на формируемые навыки и планировать тренировочный процесс при помощи таких средств (упражнений), которые бы максимально полно учитывали закономерности и ключевые особенности процесса развития.Такой подход в обязательном порядке многократно увеличит эффективность запланированной работы.

Все программы подготовки, которые мы предлагаем в нашем клубе, от командной работы до индивидуальных занятий, целиком и полностью построены с учётом всех вышеперечисленных определений, поскольку мы считаем, что именно такой подход к проблеме обучения современных спортсменов, самый технологичный и прогрессивный.

ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ

Придя в хоккей, ребёнок открывает для себя совершенно новый мир двигательных качеств, который ещё совсем недавно был ему неведом. Он буквально заново учится «ходить», снова набивая давно забытые синяки и шишки. 

Впервые встав на коньки, ребёнок, в первую очередь, начинает формировать умение двигаться. Из полученного умения нам нужно сформировать навык этого движения, и вот тут на помощь как раз и приходит принцип повторности, посредством которого формируется и совершенствуется данный навык. Какие-то элементы ребёнок схватывает сразу, некоторые мы разбиваем на подводящие движения, и с развитием этих (двигательных) качеств, во всех мышцах, тканях, органах, во всех системах организма, включая центральную нервную, происходят изменения, которые возникают и углубляются с ростом числа повторений, увеличения интенсивности и нагрузок.

Огромное значение в этой работе играет так же отдых, восстановление и питание юного спортсмена. Мы должны крайне внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не испытывал влияния перетренированности на свой организм, и одновременно за тем, чтобы паузы отдыха между рабочими циклами не нарушали взаимосвязь между закреплением и углублением формируемых навыков. В своей работе мы строго следуем этим принципам, принимая их за основу в деле воспитания из малыша настоящего хоккера. )))

ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ

Англичане и Канадцы, разрабатывая свою модель долгосрочного развития спортсмена, умолчали о том, что принцип всесторонности был впервые выдвинут советскими учеными. Его реализация в спортивной тренировке предполагает достижение спортсменом высокого морального и культурного уровня, воспитание волевых качеств, гармоническое развитие мускулатуры, отличную работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, высокую координацию движений.Принцип всесторонности связывает физическое воспитание с умственным, нравственным и эстетическим.

Повышение уровня всестороннего развития является необходимым условием приобретения хорошей специальной физической подготовленности, технического и тактического мастерства хоккеиста.

Суть принципа всесторонности вытекает из понятия целостности организма, из тесной взаимосвязи в нем всех органов и систем, физиологических и психических процессов. Многочисленные и многообразные изменения, происходящие под влиянием тренировки в отдельных системах и органах, всегда взаимосвязаны деятельностью целостного организма. Какое бы упражнение ни выполнял спортсмен, оно всегда требует функционирования многих (в большинстве случаев всех) органов и систем, проявления различных физических качеств. Поэтому под специализацией, в хоккее, не следует понимать односторонность, например в тренировке защитников, уделять внимание исключительно оборонительным действиям, отдавая приоритет движению спиной вперёд. Любому спортсмену необходимо применять самые разнообразные упражнения для развития быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости. Именно путь к спортивной специализации через всестороннее физическое развитие — лучший путь к спортивному мастерству.

Особое значение принцип всесторонности имеет при подготовке юных спортсменов. Разносторонняя физическая подготовка обеспечивает прогресс — результатов на протяжении многолетнего процесса тренировки, а всестороннее физическое развитие — хорошее здоровье и высокую работоспособность в старшем возрасте.

Ребята, проходящие командную и индивидуальную подготовку по программам развития разработанным нашим клубом, могли на практике убедиться тому обилию средств, которые мы применяем на тренировках, при этом мы всегда скрупулёзно и основательно ответим вам на вопрос, почему применяется именно эти средства, какие задачи и в какой последовательности они выполняют, и в чём их преимущества перед другими аналогами.

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании хоккеиста состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность совершенствовать свой игровой потенциал, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация этого принцип должна приводить к обогащению игроков знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к тренировочному процессу.

Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессионально-прикладных качеств личности.

Для успеха в деле освоения хоккейных премудростей, важна сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной тренером — наставником. При постановке каждого конкретного требования надо по возможности доводить до сознания занимающихся его значение, возбуждать живой, здоровый интерес к выполнению каждого задания.

ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ

Принцип постепенности играет важную роль, прежде всего при планировании тренировочных нагрузок в процессе всей многолетней подготовки хоккеиста, но особенно необходимо его соблюдать в работе с детьми-подростками и юношами. С первых шагов постепенность повышения тренировочных нагрузок в хоккее должна обеспечить непрерывный рост достижений с тем, чтобы юные игроки, приступившие к занятиям спортом с 5 — 7 лет, начали показывать свои высшие результаты, начиная с 18 — 20-летнего возраста.

Принцип постепенности предусматривает плавное повышение тренировочных нагрузок во всех циклах подготовки (в недельном, месячном, годичном), а также на всех этапах многолетнего процесса подведения игрока к наивысшим результатам. С этой целью осуществляется систематический (педагогический и врачебный) контроль за соответствием применяемых нагрузок и сил и возможностей спортсменов на каждом конкретном этапе тренировки и даже в отдельно взятом занятии. Вместе с тем постепенность увеличения нагрузок не может стать самоцелью в планировании подготовки. Только обоснованно высокий прирост объема и интенсивности нагрузок, особенно в подготовке взрослых и высококвалифицированных игроков, позволит достичь наивысших результатов.

С возрастом и ростом общей и специальной подготовленности увеличивается и потолок допустимых тренировочных нагрузок, но на любом этапе подготовки максимальные нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям организма на данной ступени подготовленности с учетом возраста спортсмена.

Рубрика: Статьи