КОНКУРЕНЦИЯ И МОТИВАЦИЯ В ДЕТСКОМ ХОККЕЕ

3 февраля 2016

Детский хоккей — это «мир игровой конкуренции», как в команде, так и на соревнованиях. Почему? По объективным причинам:
1. Одна шайба в игровых ситуациях, как на тренировках, так и на соревнованиях;
2. Иерархия звеньев в комплектовании команды;
3. Игровые амплуа.
В «мире игровой конкуренции» в детском хоккее не дружат (дружба возможна вне льда), а служат, потому-что хоккей с шайбой не игра, а спортивная борьба — «или я тебя, или ты меня» — и все дела!
Всем известно, что большая конкуренция требует сильной мотивации, а мотивация, по-существу, «стремление к цели», а это характер. От цели зависит уровень мотивации. Например, дети мечтают попасть в команду университета и получить бесплатное университетское образование. Мой ученик Крис Кахилл окончил Ельский Университет в США, играя в основном составе его хоккейной команды. Такие цели многолетнего процесса спортивной тренировки и соревнований, т.е. «дальней перспективы». У многих детей, играющих в хоккей, сиюминутный интерес — здесь и сейчас, а там видно будет. Можно сказать, что какие цели, такая и мотивация, а какая мотивация, такой и характер.
Из вышесказанного вытекают выводы: где большая конкуренция, там с низкой мотивацией и со слабым характером делать нечего. Большая конкуренция требует сильной мотивации и сильного характера. Рассмотрим вопрос мотивации стремления к цели более подробно.
Мотивация к достижению цели является сугубо личностным психологическим фактором и от других людей не зависит. Другими словами, мотивация — это саморазвитие, самосовершенствование и самовоспитание, которые требуют повышенного уровня работоспособности, терпения и энергического резерва.
Поскольку мотивация является составной частью характера, она формируется с детского возраста и зависит не только от характера, но и от внешних условий жизни — потери комфорта, преодоление усталости, присутствие зависимости и «лабиринта других трудностей». Короче говоря, речь идёт о рождении бойцовских качеств — «и один в поле воин!»
Хотим мы или нет, но главными действующими лицами в детском хоккее являются игроки — не тренеры. Игроки забивают голы, вратари останавливают летящую шайбу — не тренеры. Иными словами, хоккеисты первичны, тренеры вторичны, особенно сейчас, в эпоху глобализации и коммерциализации всех видов спорта. Безусловно необходимо учитывать микроклимат в команде, от которого зависит уровень конкуренции и мотивации. К примеру, в команде Анатолия Тарасова микроклимат был очень «жёсткий», а в команде не менее знаменитого Чернышёва «менее жёсткий». Обратимся к здравому смыслу. Кто играет, а кто борется? Играют «угодники», борются «охотники», т.е. одни играют, а другие «удивляют» или одни «хористы», а другие «солисты».
Другой важный аспект — это командная тренировка и соревнования двух команд. Известно, какая тренировка, такая и соревновательная подготовка, или «тяжело в учении — легко в бою». На соревнованиях вступает в действие целый ряд дополнительных ситуативных моментов, которые на тренировках и не снились. Поэтому, игрокам необходимо самим принимать наиболее эффективные решения.
Очень часто, в детском хоккее имеет место фактор успешного уровня качественной игровой подготовки у тех или иных игроков, но на соревнованиях они «блекнут». На лицо два уровня мотивации игрового мастерства — тренировочный и соревновательный, бывает и наоборот. Всё встанет на место ко времени перехода в юношеский хоккей, или любительский, или элитный.

Оригинал — http://www.sportsem.ru/

Рубрика: Статьи