ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА = ХОККЕЙ

12 мая 2017

ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА = ХОККЕЙ

Если бы Исаак Ньютон проводил больше времени на катке и меньше времени в лаборатории, может быть мир, в котором мы живем сегодня, был бы другим. К счастью для нас, старый Айк расставил другие приоритеты и расположил науку впереди катания, дав нам понимание мира физических законов и того, как он работает.

Тем не менее, обладая знаниями в области математики, физики и законов движения, Ньютон мог бы стать отличным игроком с мощным броском. Но вот вопрос, все ли сегодняшние хоккеисты знают принципы законов Ньютона, и если да, то способны ли применить их целенаправленно для усовершенствования своих навыков.

Дэвид Дзезавец и Лаура Кейс из школы Галилео, решили это выяснить.

К кому обратиться первому, вопрос естественно не стоял. Лора Штамм, автор и основоположник методики силового катания, авторитет непререкаемый.

После рождения внуков Лора сменила хоккейную площадку на аудиторию, и как делала это всегда, больше никогда не оглядывалась назад. Сотни её учеников продолжают её практику на льду, но новая страсть захватила Лору полностью. С юношеским задором вскакивает она на стол обутая в коньки и демонстрирует углы, наклоны и действие центробежных сил, словно нет за плечами семи с лишним десятков лет.

Лора автор культового учебника по силовому катанию, который выдержал на просторах Американского континента, вот уже восемь изданий. Сейчас она работает над девятым, в коем будет значительно больше научных изысканий, в которые она, сменив ледовый корт на аудиторию, погрузилась с головой.

Итак, может ли материал, который заставлял вас зевать в классе, помочь стать лучшим хоккеистом? Да, говорит Лора Штамм, да, вторит ей Джо Бертанья. Вратарь, выросший в Арлингтоне, штат Массачусетс, в 1970-х годах играл в NCAA за Гарвардский Университет, один из лучших академических учреждений страны с хорошей хоккейной командой.

«Когда-то я думал, что жизнь разделена на работу и игру. Работа – это то, что вы не хотите делать, а игра – это то, чем бы вы хотели заниматься. В своей карьере я совместил работу и игру, и знания помогли мне сделать это» — говорит Бертанья, член комиссии Восточной Федерации хоккея США.

«Знания делают нашу жизнь насыщенной, а знания применённые к стремлению добиться цели, и вовсе бесценны. Перенесённое на каток из аудитории, делает тебя уникальным и эта уникальность в понимании процесса. Ты видишь не только следствие но и причину, это даёт тебе возможность осмысленного применения своего арсенала, с исключительной точностью и отдачей.» — убеждена Лора.

Катание

«Сила действия, равна силе противодействия – цитирует Лора, — и этот, третий закон Ньютона, отлично работает на льду».

Увидев катание одного из своих студентов, я спросила его: — «Почему двигаясь по льду, ты делаешь махи руками из стороны в сторону, а не вперёд-назад. Студент затруднился ответить, ссылаясь на то, что это его привычка. Мне пришлось объяснить молодому человеку, что это неправильно заложенная привычка и причину того, почему она не верна.

— Когда ты идёшь по земле, ты воздействуешь на землю отталкиваясь ногами, раскручиваешь её. Но поскольку твоя масса намного меньше массы земли, двигаешься ты, а не она. Давай предположим, что ты отталкивался бы ногами не вперёд, а из стороны в сторону, ты просто остался бы на месте. Воздух легче тебя, поэтому не играет решающей роли в твоём передвижении, и тем не менее передвигая руки из стороны в сторону, ты создаёшь поток перпендикулярный твоему движению, а значит тормозящий его. Пусть на тысячные доли секунды, но твоя скорость падает. Передвигая руки вперёд-назад, ты создаёшь поток параллельный твоему движению, который действует словно попутный ветер. Сравни два потока, боковой и попутный, какой ты выберешь? Так третий Закон Ньютона появляется на катке.

Углы наклона лезвий, перенос центра массы тела, всё подчиняется физическим законам. Все вектора и кривые, которые оставляют лезвия ваших коньков на льду, это геометрия хоккея, законы которой диктуют ваше будущее мастерство во владении коньками. Познав эту науку, ты познаешь систему движения. Знания сами подтолкнут тебя к правильному исполнению.

«Щелчок»

Бернану «Бум Бум» Джеффриону приписывали это изобретение в 1950-х годах; Бобби Халл распространил его в 1960-х, а Эл Айэфрейти поднял его на новые высоты в 1990-х годах. Мы говорим о «щелчке», об убойном оружии в арсенале снайпера. Или говоря языком науки, о первом законе Ньютона.

Хороший «щелчок» зависит от техники, которая исходит от силы, вызванной переносом центра массы тела. Мощность генерируется на пятках лезвий коньков, переносится с ног вверх до плеч, затем вниз по рукам, прямо в клюшку, которую держит игрок.

Используя правильную технику «щелчка», игрок прикладывает усилие в точку на льду чуть позади шайбы, что заставляет клюшку прогнуться. Когда она входит в контакт с шайбой, энергия, сконцентрированная в прогнутой словно лук клюшке, передаётся шайбе. Работа запястий в конце движения дает шайбе возможность вращаться и двигаться по воздуху с устойчивой траекторией.

Вратарь

Бортана тренирует вратарей уже 36 лет. Он знает, что для того, чтобы остановить шайбу, нужно нечто большее, чем быстрая реакция. Любая дискуссия, которую он проводит с вратарями от молодежной команды до олимпийской, всегда касается углов.

«Люди уверены, что вратарская стезя это скорее искусство, чем наука, и даже термин этот стал весьма устойчивым определением, но, на поверку выходит, что это совсем не так» — говорит он.  

«Во всем обучении, которое мы предлагаем вратарям всех возрастов, самая важная вещь для голкипера – быть в нужном месте в нужное время и держать все под контролем. Итак, вы должны научить детей, как попасть в это нужное место, где оно находится. И здесь мы сталкиваемся со свойствами углов и траекторий».

Со стороны кажется, что лучшие вратари мира останавливают летящую с шальной скоростью шайбу будто бы играючи? В значительной степени это связано с углами сектора обстрела и с сокращением этой области. Выйдя из ворот, вратарь уменьшает размер пространства, в которое может попасть игрок.

Математика и физика присутствуют во всех аспектах хоккея. Ключом является понимание концепций и способность ставить их на свою сторону.

Лора Штамм убеждена, что при помощи занимательной хоккейной физики и математики вы можете достучаться до детей. Главное, говорите с ними на их языке. Пусть ваши образы будут красочны, но научны. Это отличный способ заставить их учиться, потому что это то, что они действительно хотят знать — говорит она, — И, если у вас это получится, вы окажете им большую услугу. Это им обязательно пригодится, как на катке, так и за его пределами.

Рубрика: Статьи