АНАТОЛИЙ ТАРАСОВ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

2 декабря 2017

АНАТОЛИЙ ТАРАСОВ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОККЕИСТ?

Быстрым. Быстрота, маневренность — вот качества, которыми должны обладать не только избранные, но и основная масса советских хоккеистов. Чтобы быть быстрым, надо глубоко понимать технику скоростного бега на коньках, знать, к примеру, от чего зависит быстрота старта — важнейшего элемента хоккейной игры….

…Готовить сильных спортсменов — это значит воспитывать их волевыми и бесстрашными, способными в острейшем состязании проявлять стойкость и игровой героизм….

…Не раз говорилось, что на вооружении у хоккеиста должны быть все виды передач (в том числе, выполняемые в одно касание), разнообразные удары, отвлекающие приемы и т. д. Но этого мало! Важно, чтобы наши игроки, выполняя технические приемы, решительно отказались от внешней рисовки, самолюбования, эффектной игры «на публику». Пусть в этом отношении молодежь не перенимает дурные привычки некоторых известных мастеров.
Особенно серьезен вопрос об обводке и отборе шайбы. Советские хоккеисты уступают в этих приемах сильнейшим зарубежным спортсменам, в первую очередь канадцам…

Над чем же конкретно следует работать?

Вся наша молодежь должна овладеть скоростной обводкой с предварительным выполнением отвлекающих приемов — такой обводкой, после которой хоккеист сразу же готов произвести передачу и, что наиболее важно,— завершающий бросок.

Но это вовсе не значит, что передачи — основное средство коллективных действий — должны уступить свое место обводке.
Нужно подчеркнуть, что американские, канадские, чехословацкие и шведские хоккеисты — большие мастера обводки. Против нее единственным контрприемом, единственным средством защиты является отбор шайбы. Но в нашей среде, к сожалению, бытует мнение, будто этот контрприем—оружие только защитников. А нападающие? Мне трудно назвать имена далее трех-четырех молодых игроков, умеющих уверенно отбирать шайбу у соперника, пользуясь силовыми приемами….

…Главное тактическое требование к каждому игроку — сочетать личное творчество с участием в коллективных усилиях. Каждый игрок должен самостоятельно мыслить и сознательно выполнять свое игровое задание — но выполнять так, чтобы это шло на пользу команде….

…Зарубежные команды во встречах с советскими командами часто применяют тактические «новинки». Однако наши молодые спортсмены или слабо улавливают изменения в тактике, или, даже разобравшись в чем дело, не умеют в ходе состязания быстро перестроиться. Надо прививать нашей молодежи умение быстро принимать решения, не бояться неожиданностей.

…С молодыми хоккеистами проводятся занятия, в которых используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, баскетбола и других видов спорта. Надо и эти занятий проводить не стандартно, учитывать индивидуальные склонности игроков. Если люди заинтересованы и увлечены, это поможет им быстрее добиться разносторонней физической подготовленности….

…Много у нас говорится о технике, о ее совершенствовании. Но поднять уровень техники можно лишь тогда, когда хоккеисту привита любовь к самостоятельной тренировке, когда он каждый день находит время, чтобы поводить шайбу, побросать ее в цель, разучить новый прием.
Возбудить стремление к самотренировке —значит повысить игровую культуру хоккеиста. Важно, чтобы тренер и здесь помог игроку: вместе с ним составил конкретный индивидуальный план самостоятельных занятий на отдельные периоды и контролировал выполнение.

…Наиболее сложна для тренера тактическая подготовка игроков. Дело тут не только в тренировочных упражнениях и теоретических занятиях. Совершенно необходимо развивать любознательность хоккеиста, его желание самому поискать новые формы игры, новые решения тактических задач.

Спортсмен, серьезно относящийся к росту своего мастерства (о таком говорят— «он фанатик»), всегда добьется успехов. Но серьезная тренировка требует твердой воли.
Сколько можно привести примеров, когда у игрока есть, казалось бы, все: физически он хорошо подготовлен, техника — высока, игру понимает. А настоящий мастер все-таки из него не получается. Почему? Нет боевого задора, твердости характера, стойкости и упорства—короче говоря, слаба воля такого игрока.

Главное в воспитании воли — сила воздействия коллектива: его дружеская поддержка, а когда необходимо — критика, справедливая, острая и прямая.
И еще один враг, на первых порах подчас незаметный, подстерегает наших хоккеистов — успокоенность из-за явной переоценки своего мастерства. Более того, нередки случаи, когда молодые спортсмены, удачно сыграв в одном-двух матчах, начинают требовать какого-то особенного подхода к себе, поблажек, привилегий. Но еще больше молодых зазнаек в командах, где не создается обстановка нетерпимости вокруг хоккеистов, «подающих надежды» и на этом основании проявляющих кичливость.
Все это острые вопросы. Упускать их из поля зрения нам, тренерам, никак нельзя….

…Разумеется, то, о чем говорится в этой статье, не исчерпывает всех проблем воспитания молодых хоккеистов. Нужен большой, серьезный, откровенный и принципиальный разговор на эту тему. Слово за тренерами…

Рубрика: Новости